Победителей школьных олимпиад заставят сдавать ЕГЭ при
поступлении в ВУЗ. Это предложение в сфере образования сейчас обсуждают. Чем
оно вызвано?
Глава высшей школы экономики, Я.Кузьминов, который считается
идеологом введения ЕГЭ, направил в Минобрнауки и Рособрнадзору письмо, в
котором внес предложение серьезно реформировать процесс поступления в ВУЗ.
Главная его инициатива должна серьезно усложнить жизнь участникам школьных
олимпиад. По официальным данным только в прошлом учебном году в разных
предметных олимпиадах по всей стране участвовали 684 тыс.человек. Из которых
почти 300 тысяч - это ученики выпускных классов. Из них 16 тыс.человек получили
право без конкурса поступить в ВУЗы. Это около 2% от общего количества
выпускников 2013 года.
Сейчас победители и призеры интеллектуальных соревнований
имеют право на льготы при поступлении. ВУЗ может принять их вообще без
экзаменов, либо засчитать их олимпийский диплом, как 100 баллов по предмету. В
обоих случаях школьник вообще может не сдавать ЕГЭ, если он не является
обязательным. Помочь нужному человеку достичь проходного балла в ВУЗ по
предмету легче в ходе или после олимпиады, чем в ходе сессии ЕГЭ. Контроля
меньше, а возможности подтасовок больше. Этим как раз и объясняется, например,
то что значительная часть ВУЗов правдами и неправдами пытаются получить
разрешение на проведение своих собственных олимпиад. Утверждают, что зачастую
олимпиады «коррумпированные». Глава высшей школы экономики предлагает обязать
их победителей сдавать еще и ЕГЭ по профильному предмету. Чтобы победа на
олимпиаде была засчитана, школьник должен набрать на госэкзамене не менее 70
баллов. Кроме того, С.Кузьминов, предлагает наделить ВУЗы правом разделять ЕГЭ
на профильные и второстепенные. Поскольку ситуация при которой набранные баллы абитуриентов на
экзамене суммируется не подходит ВУЗам. Так при поступлении, например, на
математический факультет, абитуриент с высоким баллом по русскому языку,
обходит того, кто лучше знает математику. Если ввести градацию, то приемные
комиссии будут сравнивать сумму баллов только профильных предметов, а для
второстепенных установят пороговое значение, например, 60 баллов. Хотя возможен
и другой путь – это введение повышающих коэффициентов для профильных предметов.
В Минобрнауки говорят, что озвученные предложения приняты
позитивно и с большей долей вероятности будут приняты в принципе. Ведомство
даже разослало в ВУЗы письмо, с просьбой оценить новацию, обязывающую
олимпиадников сдавать профильное ЕГЭ, но минимум на 75 баллов, а не на 70 как предлагают
ректор высшей школы экономики. Но большинство ректоров других ВУЗов против этой
идеи, и поскольку она нивелирует саму суть олимпиад. Ведь участники ЕГЭ ищут
стандартное решение, а на интеллектуальных состязаниях нужно нестандартное
мышление. Кроме того одаренные дети из регионов начнут уезжать в столичные
ВУЗы, где больше бюджетных мест. Что же касается упреков в коррумпированности,
то у госэкзаменов в принципе низкий уровень общественного доверия. Лечить его с
помощью олимпиад просто смешно, считает генеральный секретарь российского союза
ректоров Ольга Каширина. По ее словам не одобряют руководители ВУЗов и
предложение ввести барьер в 60 баллов для не профильных предметов, поскольку
каждый ВУЗ устанавливает свои требования к своим абитуриентам и не нуждается в
контроле из центра.
Ну как видим ЕГЭ с самого первого года своего появления, а
именно с 2006, продолжает оставаться одним из главных камней преткновения в
сфере образования и традиционно вступительная компания всегда сопровождается
громкими скандалами. Ну посмотрим как будет проходить экзамен в следующем году.
|